Церковно-Приходская воскресная школа "Святой Георгий" храма Святого Великомученика и Победоносца Георгия п.Энергетик
«Утверждаю»Настоятель храма Великомученика и Победоносца Георгия
иерей Алексий Новиков________________ от « 01 » сентября 2010 года
ПОЛОЖЕНИЕ
о церковно-приходской воскресной школе
«Святой Георгий»
храма Великомученика и Победоносца Георгия п.Энергетик
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.Настоящее положение регулирует порядок создания и работу церковно-приходской воскресной школы «Святой Георгий», определяет ее цели и задачи, отражает ее внутреннюю структуру, условия и содержание деятельности.
2.Данное положение вводится в действие с момента его утверждения настоятелем храма и действует в течение всего времени до его изменения, дополнения или отмены настоятелем храма.
3.Настоящее положение составлено на основе Указов и распоряжений Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, рекомендаций Синодального Отдела религиозного образования и катехизации.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ШКОЛЫ
1.Церковно-приходская воскресная школа «Святой Георгий», именуемая в дальнейшем Школа, является составной и неотъемлемой частью прихода, Оренбургской и Бузулукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), призванная организовывать православное образование и содействовать воцерковлению детей и взрослых.
2.Школа должна действовать, независимо от количества прихожан, постоянно посещающих храм.
3.Школа находится в ведении Епархиального Отдела религиозного образования и катехизации Оренбургской и Бузулукской Епархии, именуемого в дальнейшем ЕОРО и К. Школа обязана ежегодно и своевременно предоставлять в ЕОРО полную информацию о своей деятельности и качественном состоянии за подписью настоятеля прихода и руководителя (директора) Школы.
5.Деятельность Школы осуществляется в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, постановлениями Священного Синода, указами Святейшего Патриарха, распоряжениями Архиерея, циркулярами ЕОРО и данным Положением.
Цели и задачи школы
1.Обучение в Школе является начальной формой религиозного образования, посредством которого у детей и взрослых пробуждается произволение к личному воцерковлению.
2.Главной целью Школы является приобщение детей разного возраста, молодежи и взрослых к литургической жизни прихода, усвоение церковных знаний и обретение навыков и опыта церковной жизни.
3.Основными принципами устроения Школы являются принцип христоцентричности и принцип экклезиоцентричности.
3.1.Принцип христоцентричности заключается в том, чтобы помочь учащимся стать сознательными, деятельными христианами и обрести личностные отношения со Христом Спасителем.
3.2.Принцип экклезиоцентричности заключается в том, чтобы помочь каждому верующему человеку стать живым членом Церкви Христовой; между преподавателями, учащимися (родителями учащихся) должен совершаться постоянный труд по обретению церковного единодушия.
4.Школа должна налаживать взаимодействие с семьей и участвовать в жизни прихода.
5.Конкретными задачами Школы являются:
- формирование православных представлений о Боге, мире и человеке;
- воспитание благоговейного отношения к святыне;
- вырабатывание навыка регулярного чтения Священного Писания, изучение Евангелия и его святоотеческих толкований;
- разъяснение Символа веры;
- разъяснение и помощь в усвоении догматов Церкви и Священного Писания Ветхого и Нового Завета в духе святоотеческой традиции;
- изучение церковной истории, в т. ч. истории Русской Православной Церкви;
- разъяснение учащимся содержания и смысла церковного богослужения, научение сознательному участию в литургической жизни Церкви, помощь в подготовке к церковным таинствам;
- обучение молитве церковной и домашней;
- воспитание учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни;
- объяснение понятия греха и добродетели;
- разъяснение нравственных ценностей и их приложения к современной жизни;
- воспитание любви к своей Родине, изучение ее истории;
- воспитание чуткости к членам семьи и ближним, умения проявлять терпение и заботу о них, воспитание навыка милосердной заботы о больных и бедных;
- приобщение к церковному искусству,
- формирование у учащихся православного отношения к сокровищам культуры;
- формирование у учащихся православного отношения к неправославному окружению.
Тип Воскресной школы
1. Церковно-приходская школа. В ней присутствует обязательное преподавание вероучительных и церковных дисциплин как основных предметов. Кружковые занятия могут проводиться в зависимости от наличия педагогических кадров, от состава учащихся.
Дополнительные формы деятельности школы
1.На базе Школы могут быть созданы духовно-просветительские центры, клубы и объединения.
2.Школа может осуществлять культурно-просветительскую, концертную, издательскую, паломническую деятельность, а также деятельность, связанную с социальным и миссионерским служением Церкви.
3.Важным направлением в деятельности школы является организация летнего времени учащихся: занятий, отдыха, труда, паломничеств; создание семейных, детских, молодежных летних лагерей.
4.По решению Педагогического Совета Школа имеет право организовывать деятельность различных мастерских для учащихся и распространять продукцию, изготовленную учащимися.
организация деятельности школы
1.Внутренняя структура, руководство и управление
Руководство Школой осуществляется настоятелем, духовником Школы и директором (руководителем).
1.1.Настоятель прихода:
- благословляет и несёт ответственность за деятельность школы;
- радеет об образовании и воспитании своих прихожан;
- является сам духовником Школы или благословляет одному из клириков прихода нести это послушание;
- возглавляет сам Школу или благословляет одному из клириков прихода или церковно опытному, достаточно образованному мирянину стать руководителем (директором) Школы;
- благословляет основные направления деятельности Школы;
- содействует формированию материально-технической базы Школы.
1.2.Духовник Школы:
- отчитывается о деятельности Школы перед настоятелем;
- заботится о церковном и профессиональном образовании и нравственном воспитании педагогического коллектива;
- заботится о создании атмосферы любви и взаимопонимания в школе;
- благословляет годовой (полугодовой) учебный план и план мероприятий;
- проводит духовно-просветительскую работу с детьми и родителями.
1.3.Директор (руководитель) Школы:
- регулярно отчитывается перед настоятелем и духовником Школы;
- ежегодно отчитывается перед ЕОРО о деятельности Школы;
- по благословению настоятеля и духовника Школы формирует педагогический коллектив и осуществляет набор в Школу;
- организует составление учебного плана и плана мероприятий;
- следит за качеством преподавания в Школе;
- следит за выполнением Положения о Школе и правил внутреннего распорядка Школы всеми участниками учебно-воспитательного процесса;
1.4.Школа должна иметь Положение, принятое на основе данного Положения, и Правила внутреннего распорядка.
1.5.Для решения различных вопросов, связанных с организацией, управлением и деятельностью Школы могут быть созданы Педагогический Совет, Родительский Совет, Попечительский Совет.
2.Преподавательский состав
2.1.Занятия в Школе могут проводиться самим руководителем (директором) Школы, клириками прихода и кем-либо из подготовленных прихожан по благословению настоятеля прихода.
2.2.Преподавать вероучительные предметы в Школе имеют право приходские священники, диаконы и другие члены притча, а также, по благословению настоятеля прихода, миряне, получившие богословское образование в богословских институтах, прошедшие обучение на епархиальных богословско-педагогических и других катехизаторских курсах.
2.3.Мирянин, не имеющий богословского образования, допускается с благословения настоятеля прихода или духовника Школы к преподаванию дисциплин, не относящихся к вероучительным.
3.Состав учащихся
3.1.Прием в Школу ведется на основании заявления родителей (для детей) или личного (для взрослых).
3.2.Учащиеся Школы могут разделяться на следующие возрастные группы:
дошкольные – до 7 лет;
младшие – 7-9 лет;
старшие – 10-13 лет;
подростковые – 14-17 лет;
взрослые – от 18 лет.
Могут также организовываться одновозрастные группы по количеству классов, смешанные и семейные группы.
3.3.Родители (и лица их заменяющие), не вмешиваясь в процесс, имеют право присутствовать в классе во время занятий и участвовать в соответствующих формах воспитательной работы.
3.4.Внешний облик учащих и учащихся должен соответствовать традиционным представлениям о православном благочестии.
4.Время, место и формы проведения занятий
4.1.По благословению Настоятеля учебный год начинается в сентябре и оканчивается в мае. Перед началом и по окончании учебного года служатся соответствующие молебны.
4.2.Занятия могут проводиться не только по воскресным дням, но в любые другие дни.
4.3.Занятия могут проводиться в помещении на территории храма или в других соответствующих помещениях. С благословения настоятеля возможно проведение занятий на территории других учебных заведений по согласованию с администрацией данных учебных заведений.
4.4.В Школе должно быть составлено общее расписание занятий всех групп с указанием возраста учащихся, названия предмета (кружка), имени преподавателя, времени и места проведения.
4.5.Занятия в Школе начинаются и заканчиваются совместной молитвой учащихся и учителей.
4.6.Школа самостоятельна в выборе форм проведения занятий или в сочетании различных форм, исходя из требований учебного плана, возрастных особенностей учащихся, реального уровня подготовки учащихся и их духовно-нравственного состояния.
4.7.Кроме занятий учащиеся и преподаватели участвуют в жизни прихода, выполняют послушания, оказывают посильную помощь храму.
4.8.Обучение в Школе может быть рассчитано на 2-3 и более лет, согласно имеющимся программам.
4.9.По окончании обучения учащимся может быть выдано свидетельство, утвержденное ЕОРО.
4.10.Убранство помещений Школы должно соответствовать традиционным представлениям о православном благочестии.
5.Финансирование школы
5.1.Финансирование Школы находится в ведении Приходского собрания, Приходского Совета и Родительского совета имеющегося при школе.
5.2.Денежные и имущественные средства Школы формируются из средств прихода и добровольных благотворительных пожертвований, как самих родителей, так и всех желающих оказать содействие в работе школы.
прекращение деятельности школы
1.Школа может временно прекратить свою деятельность по решению Приходского собрания, что отмечается в протоколе собрания.
3.Настоятель подает на имя Архиерея рапорт о временном прекращении деятельности Школы с объяснением причин такого решения и извещает об этом ЕОРО.
4.Полное прекращение деятельности Школы может произойти только в случае ликвидации прихода.